Как вернуть деньги, списанные со счета в Интернет-банке мошенниками

Практически все банки, оказывающие услуги физическим лицам, предлагают своим клиентам подключить интернет-банк. Это современное и очень удобное средство доступа клиентов к своим счетам (вкладам) и совершения операций по ним. Но оно все же сопряжено с определенными рисками, главный из которых - риск несанкционированного доступа третьих лиц к вашим счетам (вкладам).
Интернет-банк является электронным средством платежа (п. 19 ст. 3 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронного средства платежа, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (п. 4 ст. 9 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ). Способы направления уведомлений, используемые банками, различны - это могут быть и смс-уведомления, и рассылка по электронной почте, и информирование в специальном разделе того же интернет-банка. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.
Если вы обнаружили операции по вашему счету (вкладу), которых не совершали, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Убедитесь, что вы действительно не совершали данной операции.
Если вы часто проводите операции по счету (вкладу), то, возможно, о какой-то из операций вы могли забыть.

Шаг 2. Незамедлительно позвоните в контакт-центр банка.
Телефон контакт-центра всегда можно найти на официальном сайте банка.
Вам необходимо безотлагательно сообщить оператору о совершении несанкционированных операций по вашему счету (вкладу). Также рекомендуем заблокировать операционный доступ в интернет-банк во избежание повторения несанкционированных операций.
Возможно, оператор контакт-центра попросит вас выполнить еще какие-то действия.

Шаг 3. Обратитесь в ближайшее отделение банка с письменным заявлением о несогласии с произведенными операциями (претензией) и иными документами.
Такое заявление может быть оформлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. В заявлении необходимо описать подробности обнаружения несанкционированной операции.
К заявлению необходимо приложить дополнительные документы по запросу банка. Перечень таких документов может быть различным, он зависит от характера операции.
Например, если имеются подозрения в совершении мошеннических операций, это могут быть:
  • справка из районного ОВД о возбуждении/отказе в возбуждении уголовного дела по факту совершения мошеннических операций - если оспариваемая операция совершена на территории Российской Федерации;
  • загранпаспорт для подтверждения вашего отсутствия в стране, на территории которой совершена мошенническая операция, - в случае если оспариваемая операция совершена за пределами Российской Федерации. Страну совершения операции банк может определить по IP-адресу компьютера, с которого была проведена операция.
Крайне редко, но все же бывают случаи, когда несанкционированные операции возникают не в связи с мошенническими действиями, а из-за технических сбоев. Если это так, то в процессе рассмотрения претензии банк устранит техническую проблему и деньги будут вам возвращены.

Шаг 4. Дождитесь результатов рассмотрения банком вашей претензии.
Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии - не более 30 дней со дня получения претензии, а при осуществлении трансграничных (международных) операций - не более 60 дней со дня получения претензии. Договором между вами и банком может быть установлен более короткий срок (п. 8 ст. 9 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
При положительном решении денежные средства будут возвращены на ваш счет (вклад), указанный вами в заявлении. Если вы не сообщите номер счета, то деньги будут возвращены на тот же счет (вклад), с которого они были списаны.
При отрицательном решении вам должен быть предоставлен мотивированный отказ.
По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.

Обратите внимание! Использование интернет-банка будет максимально безопасным для вас и ваших денежных средств, если вы будете соблюдать определенные правила безопасности, которые публикуются банками на своих сайтах. К основным правилам безопасности можно отнести следующие:
  • заходите в интернет-банк только с официального сайта банка;
  • установите и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение на своем компьютере/планшете/смартфоне;
  • никому не сообщайте логин и пароль, используемые для входа в интернет-банк;
  • регулярно меняйте пароль, при этом рекомендуем использовать максимально сложный пароль, состоящий из букв разного регистра и цифр. Чем проще пароль, тем проще его взломать и даже угадать (если, например, в качестве пароля вы используете свою дату рождения или имя и т.п.);
  • если банк предоставляет возможность использовать дополнительные средства идентификации для входа в интернет-банк и/или для подтверждения проводимых операций (одноразовые пароли, смс-коды и т.п.) - настоятельно рекомендуем их использовать;
  • храните одноразовые коды в недоступном для третьих лиц месте, никому их не сообщайте;
  • в случае возникновения нештатных ситуаций ("зависание" системы, появление сообщений об ошибках, подозрительное изменение внешнего вида сайта, невозможность получения доступа к интернет-банку и т.п.) срочно сообщите об этом, позвонив в контакт-центр банка.
Помимо перечисленных, каждый банк также устанавливает дополнительные правила безопасности в зависимости от технических особенностей своего интернет-банка.
Помните! Наиболее частой причиной возникновения мошеннических операций через интернет-банк является именно несоблюдение правил безопасности самими клиентами. При этом вернуть деньги, списанные мошенниками по причине несоблюдения элементарных требований безопасности, будет крайне затруднительно.
0 Комментария


Средняя оценка: 5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4
Средняя оценка: 3.5
Средняя оценка: 0