Отчет о счетах за границей

 

Обязанность отчитываться по своим заграничным счетам с 1 января 2015 г. появилась у физлиц - резидентов РФ "благодаря" Закону от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ. Соответствующие изменения были внесены в Закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В ранее действующей редакции ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ физлица - резиденты РФ были исключены из перечня лиц, которые должны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Физлица-"ипэшники" подобный отчет должны были держать и ранее. Как указывалось в Письме ФНС России от 11 мая 2012 г. N АС-4-2/7654@, Законом N 173-ФЗ разграничивается деятельность физических лиц в личных, семейных, домашних и иных нуждах и предпринимательская деятельность. То есть, по мнению чиновников, по действующей до 1 января 2015 г. редакции Закона N 173-ФЗ физлицо, имеющее статус ИП, открыв счет за рубежом в предпринимательских целях, должно было представлять отчет о движении по нему денежных средств. Если же счет открывался в личных целях и не использовался в бизнесе, то указанный отчет представлять не требовалось.

От уведомительного порядка...


В первую очередь вспомним, какие физлица признаются резидентами РФ в целях Закона N 173-ФЗ. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ в данном случае речь идет как о гражданах РФ (за исключением постоянно или временно проживающих за рубежом не менее одного года), так и об иностранцах и лицах без гражданства, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство.
То есть, как видим, для налоговых и "валютных" целей понятия "налоговый резидент РФ" различаются.
Но вернемся все же к счетам резидентов-физлиц. В ч. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ сказано, что в общем случае резиденты без каких-либо ограничений открывают счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории России. Исключение - случаи, предусмотренные Законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". В "черный список" попали лица, занимающие госдолжности РФ и субъектов РФ, должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, члены Совета директоров Банка России и т.д.
В то же время в п. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлена обязанность резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов указанных счетов (вкладов). Причем на все про все отводится месяц со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Формы таких уведомлений утверждены Приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/457@. А Рекомендуемые Форматы их представления в электронной форме содержатся в Приказе ФНС России от 14 ноября 2013 г. N ММВ-7-14/502@.
Отметим, что обязанность резидентов, в том числе физлиц, уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов за рубежом появилась сравнительно давно - с 2007 г. И здесь возникает два вопроса:
  1. зачем это нужно;
  2. какова ответственность за неуведомление налогового органа?

Переводы по уведомлению


Для ответа на первый вопрос обратимся к положениям ч. 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ. В данной норме сказано, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами России. При этом тут же оговаривается, что названные переводы осуществляются "при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления".
Таким образом, уведомление налогового органа необходимо для того, чтобы, в том числе, осуществлять переводы на свои зарубежные счета.

Ответственность за молчание


Переходим ко второму вопросу: что будет, если своевременно не уведомить налоговый орган об открытии (закрытии) "заморского" счета или об изменении его реквизитов?
В соответствии с ч. 2 ст. 15.25 КоАП представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами России, грозит физлицу штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (для сравнения: то же правонарушение должностным лицам или ИП обойдется в 5 - 10 тыс. руб., а юрлицам - в 50 - 100 тыс. руб.).
Однако указанная ответственность предусмотрена только в случае опоздания с представлением в инспекцию соответствующего уведомления. А за непредставление этого уведомления как такового ответственность предусмотрена ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП. Подобная "забывчивость" физлицам выльется в штраф от 4 до 5 тыс. руб., должностным лицам (ИП) - от 40 до 50 тыс. руб., а юрлицам - от 800 тыс. руб. до 1 млн руб.

Отчет о движении средств


Итак, как мы уже сказали, ранее физлицам-резидентам вменялось в обязанность только уведомить налоговиков об открытии (закрытии) "заморских" счетов. Теперь же, то есть с 1 января 2015 г., от них также требуется представлять в налоговый орган отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Причем руководствоваться нужно порядком, утвержденным Правительством по согласованию с Банком России.
 

Но что мы имеем на сегодняшний день? Имеются Правила представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819. Проблема в том, что в п. 1 данных Правил сказано, что они не распространяются на физлиц-резидентов. В то же время иного порядка Правительство пока не утвердило.
Вероятно, в указанные Правила будет внесена поправка, в соответствии с которой их действие "перенесется" и на физлиц-резидентов. В этом случае отчеты и банковские документы нужно будет представлять ежеквартально - в течение 30 дней по окончании квартала. То есть первый отчет в 2015 г. (за первый квартал 2015 г.) потребуется представить до 30 апреля 2015 г.
 
 
Обратите внимание! По действующим Правилам по каждому "заморскому" счету (вкладу) представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами. При этом последние представляются в виде нотариально заверенной копии. И к документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также заверенный у нотариуса.

Безответственность


Как правило, введение той или иной новой обязанности сопровождается одновременным установлением ответственности за ее неисполнение. Однако в рассматриваемом случае этого не произошло. Скорее всего, этот момент законотворцы попросту упустили. И возможно, в ближайшее время они "исправятся" (штрафы они уж точно быстрее устанавливают, чем вводят какие-либо льготы). Пока же за несвоевременное представление отчетов о движении средств по "заморским" счетам ответственность установлена только для должностных лиц (ИП) и юридических лиц. При этом следует отметить, что санкции дифференцированы в зависимости от того, насколько нарушитель припозднился с отчетом, представил он его в итоге или нет. А за повторное подобное нарушение ответственность уже усиливается (ч. 6 - 6.4 ст. 15.25 КоАП).
Так, несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по "заморским" счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., а на юрлиц - от 40 до 50 тыс. руб.
В случае опоздания с отчетом на срок более чем 10 дней, но менее чем на 30 дней размеры штрафа увеличиваются:
  • от 2 до 3 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • от 20 до 30 тыс. руб. - для юрлиц.
Ну а за опоздание более чем на 30 дней штраф составит:
  • 4 - 5 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 40 - 50 тыс. руб. - для юрлиц.
Однако самые жесткие санкции установлены для "рецидивистов", то есть совершивших повторно нарушение в течение одного года. В этом случае штраф для должностных лиц уже составляет от 30 до 40 тыс. руб., а для юрлиц - от 400 до 600 тыс. руб.
Как видим, пока в данной норме про нарушителей, которые являются физлицами-резидентами, нет ни слова. Никакой иной "профильной" статьи в КоАП на сей случай тоже нет. То есть повторимся, что новую обязанность для физлиц-резидентов законодатель установил, а ответственность за ее неисполнение "забыл". Кроме того, на сегодняшний день отсутствует и порядок, которым должны руководствоваться физлица, отчитываясь о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами РФ.
0 Комментария


Средняя оценка: 5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4
Средняя оценка: 3.5
Средняя оценка: 0