Обнаружив в проданном товаре какие-либо недостатки, потребитель может вернуть его продавцу или обменять на другой (ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Если приобретенный товар надлежащего качества не подошел по внешним признакам, то потребитель вправе обменять его на другой аналогичный товар (ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Эти правила применяются и к товарам, приобретенным в кредит. Однако тут есть отдельные нюансы, связанные с тем, что по кредитному договору между потребителем и банком приобретаемый товар находится в залоге у банка до момента погашения кредита потребителем. Соответственно, все действия по распоряжению данным товаром должны быть согласованы с банком.
При возврате, замене или обмене товара, купленного в кредит, во избежание каких-либо негативных последствий со стороны банка, в том числе претензии о нарушении кредитного договора, потребителю необходимо придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Внимательно изучите кредитный договор с банком
Зачастую в кредитном договоре указываются положения и порядок действий по возврату и обмену товара, приобретенного в кредит.
Шаг 2. Предъявите претензию к продавцу товара
В претензии к продавцу товара, приобретенного в кредит, потребитель должен четко обозначить свое требование: о расторжении договора купли-продажи и возврате товара, о замене товара на товар этой же марки или об обмене на другой аналогичный товар.
Претензия составляется в двух экземплярах, на одном из которых представитель магазина должен проставить свою подпись о получении претензии, а также по возможности печать юридического лица. Кроме того, целесообразно направлять претензию по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, в том числе если продавец отказывается получить претензию лично.
Если потребитель заявляет требование о расторжении договора купли-продажи и возврате товара, то в претензии необходимо указать реквизиты банковского (ссудного) счета, на который надлежит перечислить стоимость товара в счет оплаты кредита за него. Срок для перечисления возвращаемой суммы - 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Проверка и экспертиза качества товара проводятся продавцом за его счет (п. 5 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Шаг 3. Составьте совместно с представителем продавца акт о возврате товара
Акт о возврате товара - для банка основополагающий документ, подтверждающий возврат товара продавцу.
Шаг 4. Обратитесь в банк
Если потребитель заявляет требование о расторжении договора купли-продажи товара, купленного в кредит, он представляет в банк заявление на досрочное завершение кредитного договора в связи с расторжением договора купли-продажи между продавцом и покупателем.
В этом случае при обращении в банк необходимо:
- представить документы, подтверждающие возврат товара продавцу (акт о возврате товара, претензию о возврате товара);
- запросить справку об исполнении кредитного договора и закрытии ссудного счета;
- написать заявление на выдачу денежных средств, если их сумма на банковском (ссудном) счете покупателя больше, чем требуется для досрочного погашения суммы кредита (п. 5 ст. 24 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Обратите внимание!
Банк обязан выдать разницу наличными деньгами из кассы без открытия каких-либо дополнительных счетов или взыскания каких-либо комиссий.
Банк обязан выдать разницу наличными деньгами из кассы без открытия каких-либо дополнительных счетов или взыскания каких-либо комиссий.
Если потребитель заявляет требование о замене ненадлежащего товара или обмене надлежащего товара, купленного в кредит, то в банк представляются:
- документы, подтверждающие возврат товара продавцу (акт о возврате товара, претензия о возврате товара);
- документы на новый товар, предоставленный продавцом в порядке замены/обмена, и информацию о нем. Эта информация заносится банком в кредитное дело и по сути изменяет кредитный договор в части предмета залога на новый товар.