Новшества для банковских гарантий

 
В Закон о контрактной системе внесены очередные поправки (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ). Рассмотрим те из них, которые связаны с использованием банковских гарантий участниками торгов в обеспечении своих обязательств перед заказчиками.

Обеспечение заявки банковской гарантией


Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Такое обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки по своему выбору путем внесения денежных средств или банковской гарантией.

Аналогичные виды обеспечения могут использоваться победителями тендера в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при исполнении госконтракта (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Общие требования к банковской гарантии, используемой при госзакупках, определены статьей 45 Закона о контрактной системе.

Вместо одного реестра – два


Действующей редакцией части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС). При выдаче гарантии банк предоставляет принципалу (то есть поставщику, участнику закупки) выписку из реестра таких гарантий.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ в Закон о контрактной системе внесены изменения, в том числе в положения, связанные с предоставлением банковских гарантий при госзакупках (вступают в силу с 1 апреля 2015 года).

Суть этих поправок заключается в том, что при разрешенном использовании банковских гарантий в процессе госзакупок формируется не один общий реестр банковских гарантий, а два: открытый (подлежащий размещению в ЕИС) и закрытый (ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе в новой редакции).

Закрытый реестр предназначен для информации о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие гостайну. Он в ЕИС не размещается (новая ч. 8.1 ст. 45 Закона о контрактной системе).

Примечание. Правительство РФ устанавливает порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе правила включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Законом № 498-ФЗ обновлена часть 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, в которой установлен основной перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр (с 1 апреля 2015 года – в открытый и закрытый реестры) банковских гарантий.

Новым является то, что в закрытый банковский реестр не надо включать копию банковской гарантии.

Законом № 498-ФЗ из статьи 45 Закона о контрактной системе исключена часть 10 о подписании информации и документов, перечисленных в части 9 статьи 45 того же закона, усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Однако положение о том, что информация и документы, перечисленные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть заверены усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, включено в обновленную часть 8 статьи 45 Закона о контрактной системе. Очевидно, что речь идет об информации и документах, предназначенных для открытого реестра.

Идентификационный код пока не нужен


В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы выпущено постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (далее – постановление № 1005). В частности, этим документом утверждены Правила ведения и размещения в ЕИС в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил, в реестр включаются информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также:

а) наименование, местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика;

б) копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии);

в) идентификационный код закупки;

г) сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии).

Ранее частью 2 статьи 114 Закона о контрактной системе было предусмотрено, что идентификационный код закупки в реестре банковских гарантий нужно указывать начиная с 1 января 2015 года. Эта же дата фигурирует в пункте 3 постановления № 1005.

Однако Законом № 498-ФЗчасть 2 статьи 114 Закона о контрактной системе изменена: срок начала указания идентификационного кода закупки в реестре банковских гарантий сдвинут с 1 января 2015 года на 1 января 2016 года. Соответствующие изменения в постановление № 1005 пока не внесены.

Задолженность банка перед заказчиком в 2015 году


При наступлении гарантийного случая заказчик направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии и пакет документов, перечень которых прилагается к постановлению № 1005.

Этот перечень содержит:

  • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в связи с ненадлежащим исполнением принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В 2015 году заказчик вправе осуществить реструктуризацию задолженности коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (то есть до 1 января 2014 года). Порядок и условия реструктуризации устанавливает Правительство РФ (пока не установлены).

С 1 января 2016 года правило о возможности реструктуризации задолженности коммерческих банков-гарантов перед заказчиком прекращает действовать (п. 3 ст. 2 Закона № 498-ФЗ).

Обратите внимание! Если у коммерческого банка есть непогашенная задолженность по гарантии для госзакупок перед учреждением, ее можно реструктуризировать до 2016 года.
0 Комментария


Средняя оценка: 5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4
Средняя оценка: 3.5
Средняя оценка: 0