Антикризисные изменения в банковском законодательстве



Антикризисные меры


Начнем с кризиса. Вернее, с попыток законодателя его не допустить. С этой целью в конце года был принят целый пакет Законов, направленных на создание правовых оснований для увеличения капитала системообразующих российских кредитных организаций за счет размещения средств Фонда национального благосостояния на субординированных депозитах и в субординированные облигации указанных кредитных организаций.

Примечание. Антикризисные Законы - 2015
  • Федеральный закон от 26.12.2014 N 449-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 461-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  • Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ дополнил Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".

Это позволит учитывать данные депозиты (облигации) в составе собственных средств (капитала) кредитных организаций. В свою очередь, увеличение капитала позволит указанным кредитным организациям активнее участвовать в финансировании приоритетных для развития экономики инфраструктурных проектов, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Не все банки смогут получить федеральные средства, а только те, которые обладают капиталом в объеме не менее 100 млрд руб.
Вместе с тем инвестирование средств ФНБ в субординированные долговые инструменты подразумевает, что кредитор (Минфин России) изначально соглашается с тем, что при существенном ухудшении финансового состояния кредитной организации он отказывается от прав требования возврата суммы долга (части суммы долга) и уплаты процентов, а также оказывается в худших условиях по сравнению с другими кредиторами.
Операции по размещению субординированных депозитов (приобретению субординированных облигаций) предполагается оформлять отдельными актами Правительства РФ, содержащими соответствующие поручения Минфину России и четко фиксирующими параметры депозитов (облигаций), а также ограничить долю таких депозитов и облигаций на уровне не более 10% объема ФНБ, что по состоянию на 1 декабря 2014 г. эквивалентно 394 млрд руб. Пока таких актов не принято.

Какой кредит признается субординированным


Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ дополнил Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" ст. 25.1, определяющей условия, которым должны соответствовать субординированные кредиты. Это следующие условия, которые должны соблюдаться одновременно:
  • срок предоставления кредита составляет не менее пяти лет либо кредит предоставлен без указания срока возврата;
  • договор кредита содержит положения о невозможности без согласования с Банком России досрочного возврата кредита или расторжения договора и (или) внесения изменений в этот договор;
  • условия предоставления кредита, включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов;
  • договор кредита содержит положение о том, что в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации требования по этому кредиту, а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированному кредиту удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Аналогичные условия относятся к депозитам, займам и выпуску облигаций.
На осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) на обыкновенные акции (доли в уставном капитале кредитной организации) не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
  • получения предварительного (последующего) согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации - заемщика;
  • получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) кредитной организации - заемщика федерального антимонопольного органа (направления уведомления в федеральный антимонопольный орган);
  • приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций кредитной организации - заемщика, являющейся акционерным обществом;
  • привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций;
  • осуществления преимущественного права лицами, имеющими преимущественное право приобретения дополнительных обыкновенных акций кредитной организации - заемщика, являющейся акционерным обществом.

Участие АСВ в субординированных кредитах


Кроме того, в качестве еще одной меры АСВ дается право осуществлять меры по повышению капитализации банков путем передачи облигаций федерального займа, внесенных РФ в имущество Агентства в качестве имущественного взноса, в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков. Условия осуществления займов:
  • величина собственных средств банка соответствует требованиям к минимальному размеру собственных средств (капитала), установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" на 1 января 2015 г.;
  • суммарная номинальная стоимость облигаций федерального займа, которые передаются в субординированный заем банка и (или) которыми оплачиваются субординированные облигации банка, не превышает 100% от величины собственных средств (капитала) такого банка по состоянию на 1 января 2015 г.;
  • срок предоставления субординированного займа банку и (или) срок погашения субординированных облигаций банка не могут превышать срок погашения облигаций федерального займа, переданных АСВ в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • размер процентной ставки субординированного займа, предоставляемого банку, и (или) купонного дохода по субординированным облигациям банка не может быть менее размера купонного дохода по облигациям федерального займа, переданным Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
При выпуске банками субординированных облигаций требование п. 2 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в части обязанности оплачивать эмиссионные ценные бумаги только деньгами не применяется.
АСВ обязано будет после предоставления субординированного займа разместить на своем сайте не позднее пяти рабочих дней информацию о банках, которые получили от Агентства такие займы или субординированные облигации. Пока такой информации на сайте нет. Однако 23 января 2015 г. АСВ разместило информацию о том, что совет директоров АСВ рассмотрел перечень банков с указанием сумм требований по субординированным обязательствам для последующего приобретения этих требований АСВ и принял решение направить его в Правительство Российской Федерации для утверждения.
Согласно решению номинальная стоимость облигаций будет составлять 25% собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2015 г. Порядок устанавливает, что меры по повышению капитализации могут быть осуществлены в отношении банков, которые по состоянию на 1 января 2015 г. соответствуют следующим требованиям:
  • банк должен быть участником системы обязательного страхования вкладов;
  • соблюдать установленные Банком России обязательные нормативы;
  • размер собственных средств (капитал) банка должен превышать 25 млрд руб.;
  • доля кредитов физлицам, за исключением жилищных (ипотечных) кредитов, не должна превышать 40% активов банка, а также ряд других требований. Кредитные организации, которые примут участие в программе повышения капитализации, должны увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, объем кредитования субъектов малого и среднего бизнеса или субъектов, осуществляющих деятельность в наиболее важных для развития отраслях экономики. Кроме того, такие банки должны увеличить собственные средства (капитал) на 50% от размера полученных от АСВ средств за счет своей прибыли и (или) средств своих акционеров (участников); в течение трех лет не повышать вознаграждение руководства и размер фонда оплаты труда иных работников, а также выполнять ряд других обязательств.
Вместе с тем принятие решения о массированном инвестировании средств российских суверенных фондов в инфраструктурные проекты и в целях поддержки банковской системы, а тем более на условиях, изначально допускающих возможность невозврата средств указанных фондов, расценивается ведущими международными рейтинговыми агентствами как серьезный негативный фактор, ухудшающий устойчивость российской экономики и ставящий под угрозу сохранение кредитного рейтинга России на инвестиционном уровне.

Увеличение страхового возмещения по вкладам


Еще одной антикризисной мерой стало увеличение страхового возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. до 1,4 млн руб. Такая идея появилась уже давно, однако реализована она была только Федеральным законом от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом другие идеи, сопровождающие предложение об увеличении страхового возмещения, такие как повышение отчислений банков, изменение порядка расчета, реализованы не были.

Изменения в отчетности и ответственности


Ужесточение ответственности за нарушение законодательства о легализации доходов, полученных преступным путем.
На это направлен Федеральный закон от 29.12.2014 N 484-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральным законом расширяется перечень оснований для отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций - добавляются такие основания, как неоднократное в течение одного года нарушение требований ст. ст. 7.2 и 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", регламентирующих права и обязанности кредитных организаций при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств, а также при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий должностных лиц, а именно иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, и других лиц.
Федеральным законом также изменяется действующий порядок административного воздействия на кредитные организации при нарушении ими требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Согласно указанным изменениям, за исключением отдельных случаев, к кредитным организациям должны применяться меры (штраф, запрет на осуществление отдельных банковских операций и т.д.), установленные ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а не КоАП РФ.
Возможность применения мер административного воздействия (предупреждение или административный штраф) к кредитным организациям сохраняется только в случаях, установленных новой ч. 1.1 ст. 15.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Еще один субъект, осуществляющий операции с денежными средствами


Федеральный закон от 29.12.2014 N 461-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнил перечень лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования и имеющими право самостоятельно оказывать услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами.

Отчетность кредитных организаций


Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнена ст. 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", регламентирующая составление финансовой отчетности кредитными организациями и банковскими группами и холдингами и проведение аудита указанной отчетности. В Законе уточняется, какие вопросы должны быть отражены в аудиторском заключении. А также изменен срок направления заключения в Банк России - вместе с финансовой отчетностью, а не через три месяца, как было ранее. Новый порядок составления финансовой отчетности распространяется на отчетность за 2014 г.

Единый платежный документ


Федеральным законом от 29.12.2014 N 455-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" к полномочиям Министерства финансов отнесено установление перечня реквизитов перевода, необходимых для учета поступления денежных средств по платежам, являющимся источниками доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иным платежам, поступающим на счета органов Федерального казначейства, платежам, поступающим за выполнение работ (оказание услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, а также установление формы распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей.
Хотя изменения вступили в силу с 1 января 2015 г., форму таких документов Минфин пока не разработал.

Банкротство физиков


Некоторые изменения были внесены в законодательство о банкротстве. В частности, Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" более подробно урегулированы процедура признания банкротом физического лица и последствия такого признания.
В деле о банкротстве гражданина будут применяться следующие процедуры:
  • реструктуризация долгов;
  • реализация имущества гражданина;
  • мировое соглашение.
При этом заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. руб.
О неплатежеспособности, в частности, свидетельствует наличие у гражданина задолженности, размер которой превышает стоимость его имущества, включая права требования, а также неисполнение гражданином в течение более одного месяца денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, если их размер превышает десять процентов совокупного размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей.
Федеральным законом вводится новая категория арбитражных управляющих - финансовый управляющий, участие которого в деле о банкротстве гражданина является обязательным, определяются требования к финансовому управляющему, условия оплаты его деятельности, права и обязанности. При этом суд назначит то лицо, которое указано в заявлении о признании гражданина банкротом, поданном первым.
Определяется перечень сведений, подлежащих обязательной публикации в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Федеральным законом устанавливается, что реструктуризация долгов гражданина осуществляется в соответствии с планом реструктуризации, который разрабатывается гражданином, кредитором или уполномоченным органом и утверждается судом. Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать трех лет.
Если решение о реструктуризации принято, то в отношении обязательств гражданина устанавливается особый режим:
  • срок исполнения денежных обязательств считается наступившим;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в деле о банкротстве. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина.
В случае если план реструктуризации долгов гражданина не представлен суду, не одобрен собранием кредиторов, отменен судом, суд принимает решение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более шести месяцев.
В случае признания гражданина банкротом в отношении него могут быть предусмотрены негативные последствия:
  • временное ограничение права на выезд из Российской Федерации;
  • в течение пяти лет гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства;
  • в течение пяти лет дело о банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина;
  • в течение трех лет гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Статьей 213.27 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена своя очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве физического лица. В частности, предусмотрено, что только 80% суммы, вырученной от реализации предмета залога, направляется на погашение требований кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Новый порядок должен вступить в силу 1 июля 2015 г.

Банкротство кредитных организаций


Помимо прочих изменений в законодательстве о банкротстве, которые касались банков как кредиторов, Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменении в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменил банкротство самих кредитных организаций.
Основными нововведениями Закона являются:
  • увеличение задолженности юридического лица, необходимой для возбуждения дела о банкротстве, со 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • изменен порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом для конкурсного кредитора - кредитной организации (ее право на обращение в суд возникает с даты возникновения у должника признаков банкротства. Право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитной организации только при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это положение начнет действовать с 1 июля 2015 г.);
  • в случае подачи должником заявления о собственном банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • уточнен порядок определения цены заложенного имущества: ее определяет сам конкурсный кредитор, требования которого обеспечены залогом.

Законодательное закрепление рынка Forex


В законодательстве о рынке ценных бумаг появились нормы, регулирующие деятельность профессиональных участников не на организованных торгах, действующих от имени физических лиц. Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 460-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" через forex-дилеров будут заключаться следующие договоры от имени физических лиц:
  • договоры, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар:
  • два и более договора, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара.

Акционеры банков станут беднее


Еще одна "приятная" новость от законодателя напоследок - это повышение налоговых ставок по дивидендам с 9 до 13% (Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Начиная с дивидендов, начисленных за 2014 г., будет действовать новый порядок.
0 Комментария


Средняя оценка: 5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4
Средняя оценка: 3.5
Средняя оценка: 0