Открытие и использование корпоративной банковской карты

Одной из современных и приобретающих всю большую актуальность формой безналичных расчетов являются расчеты юридических лиц с помощью так называемой корпоративной банковской карты. Корпоративная банковская карта представляет собой электронное средство платежа, предназначенное для оплаты сотрудниками организаций товаров или услуг, а также для получения указанными сотрудниками наличных денег в банкоматах и банках для оплаты административно-хозяйственных, командировочных и представительских расходов субъектов хозяйствования.
В целом порядок обращения банковских карт на территории Российской Федерации регулируется Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Банком России 24.12.2004 N 266-П (Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт: утверждено Банком России 24.12.2004 N 266-П) (далее - Положение N 266-П). Держателями банковской карты в соответствии с нормами Положения N 266-П могут быть как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Положение N 266-П устанавливает порядок выдачи (эмиссии) кредитными организациями (кредитными организациями - эмитентами) на территории России платежных (банковских) карт и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация. Положение N 266-П разработано на основании Закона "О национальной платежной системе" (О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ), части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ), Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ), Закона "О банках и банковской деятельности" (О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1), Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) и утверждено в соответствии с Решением Совета директоров Банка России (Протокол заседания Совета директоров Банка России от 17.12.2004 N 31).

Отметим, что нормы Положения N 266-П не действуют для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, но распространяются на расчетные небанковские кредитные организации и платежные небанковские кредитные организации.
В целом кредитная организация, согласно Закону N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1) (далее - Закон N 395-1), - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Согласно ст. 1 Закона N 395-1 банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять банковские операции по перечню, предусмотренному Законом N 395-1 и Законом N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) (О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ). В целом законодательные требования к небанковским кредитным организациям ниже, чем к банкам, что связано с меньшей степенью рискованности их операций. Так, например, основными операциями расчетных небанковских кредитных организаций являются:
  • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Большинство российских предприятий в настоящее время обслуживается кредитными организациями, носящими статус банка и имеющими право осуществлять рассматриваемые в данной статье расчеты корпоративными банковскими картами.
В данной статье рассматриваются расчеты корпоративными банковскими картами, эмитентом которых является банк. В целом согласно п. 1.5 Положения N 266-П банк как кредитная организация может осуществлять эмиссию банковских карт (как электронных средств платежа) следующих видов:
  1. расчетная (дебетовая) карта - используется для совершения операций ее держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией - эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт);
  2. кредитная карта - используется для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора;
  3. предоплаченная карта - используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации - эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона N 161-ФЗ.
Отметим, что расчетная небанковская кредитная организация имеет право осуществлять для юридических лиц эмиссию расчетных (дебетовых) карт и предоплаченных карт. Платежная небанковская кредитная организация имеет право осуществлять для юридических лиц эмиссию только предоплаченных карт.
Расчеты в форме перевода электронных денежных средств (ЭДС) - новая форма безналичных расчетов в Российской Федерации, осуществляемая на основании положений Закона N 161-ФЗ. При осуществлении данной формы безналичных расчетов клиент предоставляет денежные средства оператору ЭДС на основании заключенного с ним договора. По сути, электронные деньги могут обращаться внутри определенной электронной платежной системы (Яндекс-Деньги, WebMoney и др.).
Юридические лица являются получателями ЭДС, расплачиваться посредством электронных платежных систем между собой они не могут. Учитывая данный факт и специфику расчетов ЭДС посредством предоплаченных банковских карт, указанные расчеты не будут рассматриваться в данной статье.
И расчетные, и кредитные корпоративные карты могут быть как именными, так и неименными. Если договор с банком заключает организация - юридическое лицо, то в этом случае держателем банковской карты выступает физическое лицо, являющееся уполномоченным представителем юридического лица - клиента банка-эмитента, на которое в обслуживающем банке открыт банковский счет и чье название указано на лицевой стороне карты. На лицевой стороне такой карты эмбоссируется также имя должностного лица организации (ответственного держателя карты), образец его подписи проставляется на оборотной стороне карты. Кроме того, существуют банковские карты на предъявителя (карта без указания имени ответственного пользователя), однако при использовании такой банковской карты банком-эмитентом чаще всего заключается дополнительное соглашение, в котором оговариваются возможные места оплаты по данной карте, что является существенным неудобством в ее использовании. То есть неименные карты выпускаются на юридическое лицо и такой картой может пользоваться любой из сотрудников (подотчетных лиц) данного юридического лица. Неименные корпоративные карты, как правило, выдают сотрудникам для выполнения определенного задания - оплаты командировочных, представительских или других расходов организации.

Примечание. Эмбоссирование - нанесение данных на банковской карте в виде рельефных знаков на лицевой стороне.

Чтобы получить корпоративную карту, организация заключает с банком-эмитентом договор на ее выпуск и обслуживание. При этом организация открывает специальный карточный счет в банке и банковская карта является инструментом, посредством которого держатель совершает операции по счету, открытому на основании соответствующего договора с банком. Денежные средства, переведенные на специальный карточный счет, отделены от основных денежных средств организации, для пополнения (открытия) указанного счета необходимо перечислить деньги с расчетного счета организации.
Корпоративные банковские карты могут быть выпущены банком-эмитентом не только к специально открываемому карточному счету, но и к уже существующему расчетному счету организации. Плюсом привязки корпоративных карт к расчетному счету является то, что подотчетные лица в любое время суток имеют открытый доступ к денежным средствам организации. Это же является и недостатком таких карт с точки зрения сохранности средств на счете. Однако доступ к ним можно ограничить, установив по картам лимит.
При наличии рублевого карточного счета открывать валютный карточный счет необязательно, так как в соответствии с п. 2.6 Положения N 266-П операции с корпоративной картой могут проводиться в валюте, отличной от валюты счета. При получении иностранной валюты по рублевой корпоративной карте банк просто сконвертирует необходимую сумму операции (т.е. автоматически переведет рубли в необходимую сумму валюты по установленному курсу).
Корпоративная карта не может быть передана ее законным держателем для использования третьему лицу. Использование или попытка использования карты на чужое имя, так же как и поддельной карты, являются незаконной операцией. Но в то же время отметим, что к специальному карточному счету организации может быть открыто несколько корпоративных карт и любой держатель может осуществлять операции с их использованием в пределах общего платежного лимита.
Порядок открытия (закрытия) расчетного счета юридических и физических лиц регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И).

Примечание. Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов: Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И.

В соответствии с п. 1 ст. 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Налоговый кодекс Российская Федерация (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ) (далее - часть первая НК РФ) банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии клиентом (предприятием) счета, об изменении реквизитов счета. В современных условиях осуществления безналичных расчетов банк также обязан уведомить налоговый орган по месту своего нахождения о предоставлении права предприятия (равно как и прекращении этого права) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов ЭДС (так называемый электронный кошелек), а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Данная информация передается соответствующим специалистам налогового органа в течение трех дней со дня соответствующего события в электронной форме и в порядке, установленном Банком России (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, который в свою очередь должен утвердить формы и форматы подобных сообщений).
Помимо сказанного в обязанности банков входит формирование в течение трех дней справок по запросу налоговых органов о наличии счетов клиентов и об остатках денежных средств на них, справок об остатках электронных денежных средств и об их переводах, а также выдача выписок по операциям на счетах клиентов (п. 2 ст. 86 части первой НК РФ). Указанные документы запрашиваются специалистами налоговых служб (При наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов) в случаях проведения налоговых проверок предприятий (в том числе могут быть истребованы у банка как у контрагента аудируемого лица в соответствии с нормами ст. 93.1 части первой НК РФ), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам и переводов ЭДС предприятий и индивидуальных предпринимателей или при отмене такого приостановления.

Отметим, что до 02.09.2014 о каждом вновь открытом банковском счете организации обязаны были письменно уведомить налоговые органы в течение 7 рабочих дней (согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 части первой НК РФ). Такое же правило действовало в отношении уведомления налоговых органов о закрытии каждого счета и возникновении/прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода ЭДС. Согласно поправкам, внесенным Законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ (О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ) в часть первую Налогового кодекса РФ, указанные положения утратили силу. Обязанность организации сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках и ответственность за неподачу таких сообщений в ПФР и ФСС также отменены Федеральным законом от 02.04.2014 N 59-ФЗ.

Открытие клиентам банковских счетов производится банками при условии наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Проводить идентификацию клиента, а также проверять наличие у клиента правоспособности (дееспособности) обязаны должностные лица банка. Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации. Клиенту может быть открыто несколько счетов на основании одного договора счета соответствующего вида, если это предусмотрено договором, заключенным между банком и клиентом (п. 1.2 Инструкции N 153-И).
Для открытия банковского счета в юридический отдел банка по установленному списку представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством. Все документы, представляемые для открытия счета, должны быть действительными на дату их предъявления. В банковской практике для заключения договора открытия специального карточного счета в банке, как правило, требуется комплект следующих документов:
  • заявление о выдаче банковской карты (карт);
  • список сотрудников, которые будут пользоваться картами (подписывается руководителем и главным бухгалтером (при наличии) субъекта хозяйствования). Подписи держателей карт должны быть заверены печатью юридического лица;
  • копии паспортов сотрудников, на имена которых выпускаются карты (подписываются руководителем и скрепляются печатью юридического лица);
  • договоры об использовании банковских карт установленной банком формы, заполненные и подписанные лично сотрудниками.
Корпоративная банковская карта выдается на руки непосредственно держателю, указанному клиентом - юридическим лицом в заявлении о выдаче банковской карты, или представителю клиента, действующему на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Взаимоотношения банка с клиентом регламентируются заключенным договором банковского счета. Его содержание, порядок заключения и расторжения определяются ст. ст. 845 - 860 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации). Основными разделами любого договора банковского счета, как правило, являются:
  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон договора;
  • размер и порядок оплаты услуг банка;
  • срок действия договора;
  • порядок разрешения споров;
  • ответственность сторон договора;
  • особые условия, касающиеся переоформления счета, изменения юридического адреса, фактического местонахождения предприятия и др.

Особое внимание при заключении договора банковского счета для его использования в расчетах корпоративной картой следует уделить условиям овердрафта. Гражданское законодательство допускает ситуацию, когда в соответствии с договором банковского счета банк осуществляет платежи клиента, несмотря на отсутствие денежных средств на расчетном счете, т.е. производится краткосрочное кредитование счета (ст. 850 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации). Такой вид кредита называется овердрафтом. При расчетах с использованием расчетных корпоративных карт следует различать как предусмотренный овердрафт, так и непредусмотренный. Если стороны при заключении договора на выдачу и обслуживание карты предусмотрели возможность овердрафта, условия его предоставления, сроки погашения и проценты за его использование, то такой овердрафт считается предусмотренным. Однако если, заключая договор на выдачу и обслуживание корпоративной карты, стороны договора не предусмотрели возможности краткосрочного кредитования при превышении расходного лимита карты, то в случае превышения лимита возникает так называемый непредусмотренный овердрафт. В этом случае банк вправе требовать с организации, допустившей непредусмотренный овердрафт, возмещение своих расходов и сумму процентов за пользование чужими средствами (ст. 1107 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации). Начисление процентов за пользование чужими средствами производится в соответствии с требованиями ст. 395 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Расходы на выпуск корпоративной банковской карты могут быть учтены организацией в целях бухгалтерского и налогового учета единовременно в полной сумме в момент списания соответствующих средств со счета хозяйствующего субъекта. Общие критерии признания расходов при налогообложении прибыли предусмотрены п. 1 ст. 252 части второй Налогового кодекса Российской Федерации - уменьшить полученные доходы правомерно на суммы обоснованных и документально подтвержденных затрат. Согласно пп. 15 п. 1 ст. 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом банковская карта, по существу, является инструментом, посредством которого держатель совершает операции по банковскому счету, открытому на основании соответствующего договора с банком (п. п. 1.5, 1.8, 1.12 Положения N 266-П). Указанные операции расчетов налогоплательщик осуществляет в целях ведения хозяйственной деятельности, и документально подтвержденные затраты на выпуск банковской карты организация может учесть в целях налогообложения прибыли как затраты на услуги банка на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 части второй НК РФ в составе внереализационных расходов.

Согласно п. 1 ст. 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Подпункт 3 п. 7 ст. 272 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что датой осуществления внереализационных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги). В связи с изложенным обоснованно считать, что затраты на выпуск корпоративной банковской карты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли единовременно.
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, признаются прочими расходами. В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете экономического субъекта при наличии следующих условий:
  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

В рассматриваемой ситуации все приведенные условия соблюдаются на момент списания со счета организации комиссии за ведение и обслуживание счета (за выпуск карты), поэтому обоснованно в бухгалтерском учете данные расходы учесть именно на этот момент, единовременно и в полной сумме.
Организации-налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", также вправе уменьшать налоговую базу на стоимость услуг кредитных организаций (пп. 9 п. 1 ст. 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). Состав расходов на оплату банковских услуг определяется согласно пп. 15 п. 1 ст. 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, подобные расходы, равно как и любые другие, должны отвечать критериям, установленным в п. 1 ст. 252 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. быть обоснованными и подтверждаться соответствующими документами. Закрытый перечень операций, стоимость которых можно учесть в составе банковских расходов, установлен в ст. 5 Закона N 395-1. В частности, к ним относятся открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Таким образом, "упрощенцы" вправе после оплаты отразить в расходах банковскую комиссию, взимаемую за открытие и ведение карточного счета.

Согласно п. 2.5 Положения N 266-П клиент банка - юридическое лицо имеет право осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт следующие операции:
  • получать наличные для расчетов в России, связанных с деятельностью юридического лица, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов;
  • производить оплату в рублях, связанную с деятельностью юридического лица, в том числе оплачивать командировочные и представительские расходы на территории РФ;
  • осуществлять иные операции в рублях на территории России, в отношении которых не установлен запрет (ограничение) на их совершение в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России;
  • получать наличную инвалюту за границей для оплаты командировочных и представительских расходов;
  • оплачивать командировочные и представительские расходы в иностранной валюте за пределами РФ;
  • осуществлять иные операции в инвалюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
При этом банк-эмитент обязан определить максимальную сумму наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, которая может выдаваться клиенту - юридическому лицу в течение одного операционного дня для целей, указанных в п. 2.5 Положения N 266-П (в п. 2.5 указана рекомендуемая для введения ограничения кредитной организацией сумма - 100 000 руб. в течение одного операционного дня). На расчеты в валюте, осуществляемые при помощи корпоративной карты, распространяются все общеустановленные требования и ограничения валютного законодательства (В частности, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Расчеты наличными в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничены предельным размером, установленным Банком России. В настоящее время этот предельный размер составляет 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов, по одной сделке (одному договору) (Об осуществлении наличных расчетов: Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У). При этом наличные расчеты производятся в указанной предельной сумме при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Использование корпоративной банковской карты в расчетах - это форма безналичных расчетов, и указанное ранее ограничение в сумме 100 тыс. руб. на них не распространяется. Однако снятие денег сотрудником с карты (в банке, банкомате) означает получение наличных денежных средств под отчет. И поскольку подотчетное лицо осуществляет дальнейшие платежи от лица организации, такие наличные денежные средства в расчетах должны использоваться с учетом лимита. В противном случае субъект хозяйствования может ожидать штраф в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. При этом ни текст Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", ни содержание КоАП РФ не содержат прямого ответа на вопрос о том, какая из сторон (производящая платеж, принимающая его или обе стороны) несет ответственность за это нарушение.

Судебная практика по данному вопросу противоречива. В некоторых случаях суды исходят из того, что ответственность должно нести лицо, производящее платеж (в частности, Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4070-06, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 N 20АП-3327/12, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 N 18АП-6510/2012). Вместе с тем в арбитражной практике встречаются многочисленные решения, подтверждающие наличие состава административного правонарушения также и у получателя при получении наличных денег сверх установленного максимума (см., к примеру, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 N 02АП-80/14, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 N 11АП-11902/13, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 11АП-13384/12).

Таким образом, учитывая отсутствие четкого ответа на поставленный вопрос на законодательном уровне, обе стороны платежа с превышением максимальной суммы расчетов наличными могут быть привлечены к административной ответственности в случае обнаружения данного нарушения как в ходе налоговой проверки, так и в ходе проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
0 Комментария


Средняя оценка: 5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4.5
Средняя оценка: 4
Средняя оценка: 3.5
Средняя оценка: 0