Как известно, до 2011 г. электронные деньги в Российской Федерации не имели своего юридического закрепления, и Закон о НПС фактически заложил базу регулирования переводов электронных денег - от их определения до требований к компаниям-операторам.
В российское законодательство было введено определение электронных денежных средств (ЭДС). Пункт 18 ст. 3 Закона о НПС указывает, что под ЭДС следует понимать "денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без
открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций". Эта объемная дефиниция фактически может быть сведена к нескольким ключевым особенностям электронных денег:
- перевод электронных денег фактически является переводом без открытия банковского счета;
- отличие от обычного перевода без открытия банковского счета состоит в том, что ЭДС могут находиться в транзитном состоянии, когда оператор ЭДС получил деньги от клиента, но еще не получил указаний по их дальнейшему переводу;
- в связи с тем что подобное "транзитное" положение денежных средств может быть характерно также и для других организаций, в частности паевых фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных, законодатель напрямую указывает, что в таком случае данные средства не являются электронными деньгами;
- немаловажно то, что передача распоряжения о переводе электронных денежных средств может производиться исключительно с использованием электронного средства платежа.
Зачастую при анализе положений Закона о НПС необоснованно игнорируется институт электронного средства платежа. Тем не менее эта новация является не менее важной, чем электронные деньги. Под электронным средством платежа (ЭСП) понимается "средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств". Столь широкое определение нередко вызывает вопросы относительно того, что именно можно отнести к ЭСП. Согласно разъяснениям Банка России, как ЭСП однозначно можно классифицировать платежные карты - дебетовые, кредитные и предоплаченные. Подобная позиция закреплена в редакции Положения Банка России N 266-П. В дополнение к этому к электронному средству платежа фактически можно отнести и информационные системы - например, интернет-банк для физических и юридических лиц, а также электронные кошельки, доступ к которым можно получить с использованием различных интерфейсов. В свете разъяснений Банка России, опубликованных в феврале 2013 г. (Информация Банка России от 28 февраля 2013 г. "О применении отдельных положений Федерального закона "О национальной платежной системе"), в категорию электронных средств платежа попадают также подарочные, накопительные, дисконтные и бонусные карты, которые могут использоваться для расчетов с лицами, отличными от эмитентов таких карт.
Тот факт, что законодатель не закрепил в какой-либо форме возможность открытия кошелька, создало значительные сложности в построении практических процедур взаимодействия с клиентом. Несмотря на то что денежные средства находятся у оператора в "транзитном" состоянии, специального статуса этого состояния введено не было, чтобы избежать возможных коннотаций с банковским счетом. Вместо этого практикам (равно как и регулятору) приходится переносить фокус на электронное средство платежа в связи с тем, что без него электронных денег не может быть по определению. В результате процедура открытия кошелька, понятная клиенту, подменяется на "предоставление электронного средства платежа" (хотя никакого материального носителя клиенту может и не передаваться).
Таким образом, если для банков центральным институтом является счет, а инструмент управления им (пластиковая карта, система интернет-банкинга) вторичен, то для систем электронных денег - наоборот. Следствием этого является дифференцирование режима перевода электронных денежных средств в зависимости от типа ЭСП. Так, Законом о НПС предусмотрено наличие трех типов ЭСП: персонифицированных, неперсонифицированных и корпоративных. Их существенные различия приведены в табл. 1.
Таблица 1
Различия между электронными средствами платежа
Тип ЭСП (характеристика)
|
Неперсонифицированный
|
Персонифицированный
|
Корпоративный
|
Лица, имеющие право на открытие ЭСП
|
Только физические лица
|
Только физические лица
|
Только юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (ч. 7, 14 ст. 10)
|
Требования к действиям оператора при открытии
|
Проведение идентификации в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ не требуется (ч. 4 ст. 10)
|
Проведение идентификации в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ обязательно (ч. 2 ст. 10)
|
Проведение идентификации юридического лица в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ обязательно (ч. 7 ст. 10)
|
Лимиты на остатки средств (суммы переводов)
|
Остаток ЭДС не должен превышать
15 000 руб. (ч. 4 ст. 10).
Общая сумма переводимых ЭДС - 40 000 руб. в месяц (ч. 5 ст. 10)
|
Остаток ЭДС не должен превышать 100 000 руб. (ч. 2 ст. 10)
|
Остаток ЭДС на конец рабочего дня оператора не должен превышать 100 000 руб. (ч. 7 ст. 10)
|
Ограничения на возврат остатка (или его части)
|
Возврат остатка возможен только на банковский счет (ч. 20 ст. 7)
|
Возврат остатка может осуществляться переводом на банковский счет, переводом без открытия банковского счета либо наличными (ч. 21 ст. 7)
|
Возврат остатка может осуществляться только переводом на банковский счет юридического лица или ИП, на которых открыто ЭСП (ч. 22 ст. 7)
|
Дополнительные специальные положения
|
-
|
На остаток средств может быть обращено взыскание (ч. 12 ст. 10)
|
Сумма превышения лимита автоматически переводится оператором на банковский счет юридического лица или ИП (ч. 9 ст. 10).
Юридическое лицо или ИП обязаны известить налоговые органы об открытии и закрытии корпоративного кошелька (п. п. 1, 2 ст. 23 НК РФ).
На остаток средств может быть обращено взыскание (ч. 12 ст. 10).
Внесение средств возможно только с банковского счета (ч. 3 ст. 7).
Запрещен перевод ЭДС в пользу неперсонифицированных кошельков (ч. 9 ст. 7)
|
Вероятно, корпоративные электронные средства платежа являются наименее востребованными. Для получения такого ЭСП юридическому лицу необходимо пройти полную идентификацию, при этом это не освобождает его от необходимости иметь банковский счет (ч. 23 ст. 7), а на конец рабочего дня оператора электронных денег сумма на таком ЭСП не должна превышать 100 тыс. руб. В то же время юридическое лицо не освобождается и от обязанности сообщать налоговым органам о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа (в течение семи дней согласно пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). В свете подобного регулирования открытие юридическими лицами кошельков остается преимущественно не востребованным и удобным только для небольших магазинов.
Примечание. Форма и порядок сообщений аналогичны для банковских счетов, см.: Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (с изм. от 21 ноября 2011 г.).
Также важно отметить, что с 1 июля 2013 г., согласно обновленной редакции Положения Банка России N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (В редакции Указания Банка России от 10 августа 2012 г. N 2862-У), был существенно изменен режим предоплаченных карт, которые теперь могут использоваться исключительно для осуществления перевода электронных денежных средств (п. 1.5 Положения). При этом предоплаченные карты в рамках бухгалтерского учета кредитной организации продолжают выделяться отдельно: порядок аналитического учета по счету 40903 "Средства для расчетов с чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа" должен обеспечить получение информации отдельно по операциям с предоплаченными картами по каждой предоплаченной карте, отдельно - по операциям перевода электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа по каждому договору с клиентом (Пункт 4.48 ч. II Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Положение Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")).
Законом также установлены дополнительные требования к операторам электронных денежных средств. До 2011 г. системы электронных денег не имели обязательств по специальному лицензированию и использовали юридические модели, которые наиболее оптимально подходили для их деятельности (например, переуступка прав требования). С принятием Закона о НПС и закреплением в российском законодательстве института электронных денег были существенно ужесточены требования к операторам ЭДС. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ, оператором электронных денежных средств может быть только кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Для подобных "платежных" небанковских кредитных организаций (НКО) установлены более мягкие, нежели для банков, лицензионные требования. Несмотря на это, требование наличия статуса кредитной организации все же является значительной юридической новацией, так как операторы ЭДС фактически стали субъектами банковского регулирования. С одной стороны, это значительно повысило их статус, но в то же время привело к появлению дополнительной нагрузки в форме специализированных требований и условий деятельности.
В частности, ст. 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено требование к минимальному размеру уставного капитала "платежной" НКО - 18 млн руб. Норматив достаточности собственных средств (капитала) установлен в размере 2%, норматив ликвидности - в размере 100%. При этом предусмотрена и обязанность представлять в Банк России отчетность: для "платежных" НКО, у которых средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца не превышает 2 млрд руб., - раз в полгода, для тех, у кого этот показатель превышает эту сумму, - ежеквартально (Статья 62.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Указанные требования являются значительно более мягкими, нежели для другого типа небанковских кредитных организаций - расчетных. Федеральным законом для последних установлен минимальный размер уставного капитала в 90 млн руб. (Статья 11 Закона о банках и банковской деятельности). Как видно из табл. 2, существующие различия в обязательных нормативах двух НКО также отражают различия в актуальных для них пруденциальных рисках (приведены только нормативы, установленные для обоих типов НКО).
Таблица 2
Различия в обязательных нормативах НКО
Вид обязательных нормативов
|
Расчетная небанковская кредитная организация <*>
|
Платежная небанковская кредитная организация
|
Норматив достаточности собственных средств (капитала)
|
12%
|
2%
|
Норматив ликвидности (сумма ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней)
|
100%
|
100%
|
<*> Согласно ч. 3.1 - 3.2 Инструкции Банка России от 26 апреля 2006 г. N 129-И "О банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением" (ред. от 14.11.2007).
Введение Банком России особого статуса "платежных" НКО обусловлено тем, что их деятельность сопряжена со значительно меньшими рисками, чем у других кредитных учреждений. Это также отражено в перечне операций, допустимых для "платежных" НКО, и ограничений по распоряжению средствами, полученными от клиентов.
Лицензией "платежных" НКО предусмотрено совершение следующих операций (Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности):
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц (в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов (в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Российская ситуация с кругом субъектов, имеющих право осуществлять переводы электронных денег, кардинально отличается, к примеру, от европейского регулирования, где реализован значительно более либеральный подход. В частности, в Европейском союзе эмитентами электронных денег могут выступать (согласно ст. 1 Директивы об электронных деньгах):
- кредитные организации;
- "институты электронных денег", получившие разрешение на переводы электронных денег;
- почтовые отделения (если это разрешено национальным законодательством);
- Европейский центральный банк и национальные центральные банки, если они не выступают в официальном качестве;
- страны-члены, региональные или муниципальные власти - в рамках исполнения ими своих полномочий.
Уставный капитал "института электронных денег" установлен в размере 350 тыс. евро (ст. 4 Директивы), размер собственных средств не должен быть менее 2% от обязательств по эмитированным электронным деньгам перед клиентами (ст. 5 Директивы). При этом от данных требований могут быть освобождены те организации, у которых объем эмитированных электронных денег не превышает 5 млн евро (ст. 9 Директивы). В России же размер обязательств перед клиентами влияет исключительно на режим представления отчетности в Банк России.
Для целей снижения рисков российских кредитных организаций, осуществляющих переводы электронных денежных средств, Законом предусмотрены и иные дополнительные ограничения, которые не относятся непосредственно к режиму перевода ЭДС. В частности, оператор ЭДС не вправе начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту (ч. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Также, как упоминалось, не допускается предоставление клиенту денежных средств для увеличения остатка его электронных денежных средств (что фактически также делает невозможным возникновение овердрафтов на кошельках клиентов).
В дополнение к этому оператор электронных денежных средств - "платежная" НКО законодательно ограничен в распоряжении средствами клиентов, предоставленными для увеличения остатка ЭДС. Согласно Закону, эти средства могут быть размещены только на корреспондентском счете в Банке России, депозитах Банка России, а также корреспондентских счетах в кредитных организациях (ст. 62 Закона о Банке России). Законодательные меры, направленные на снижение рисков кредитных организаций, осуществляющих переводы электронных денежных средств, также позволили вывести ЭДС из-под действия системы страхования вкладов (В силу п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").
Российское регулирование деятельности по переводу электронных денег, таким образом, исходит из идеи, что реализуемые на основе электронных денег продукты являются низкорисковыми и направленными исключительно на осуществление платежей. Фактически электронные деньги не являются независимой сущностью, так как обладают всеми признаками переводов без открытия банковского счета, притом что их существование невозможно без предоставления электронного средства платежа. Дальнейшее уточнение законодательства, а также модернизация режима перевода ЭДС, таким образом, будут связаны именно с корректировкой режимов ЭСП. Это обстоятельство фактически делает электронные деньги гибридной сущностью, равно совмещающей в себе характеристики инструмента и финансовой операции.