Мобильные платежные сервисы приблизительно можно разделить на две категории: удаленные и бесконтактные сервисы. Существуют четыре основные платформы предоставления этих сервисов:
- SMS/приложение;
- WAP;
- USSD (Unstructured Supplementary Services Data);
- Near Filed Communication (NFC) или бесконтактные платежи.
Мобильные платежные сервисы с использованием SMS, приложений, WAP и USSD - удаленные сервисы. Платежные сервисы на платформе NFC доступны, если платежный инструмент (мобильный телефон) находится в достаточной близости от считывателя платежного терминала для совершения платежной операции. Выбор платформы для предоставления мобильных платежных сервисов зависит от рынка и капитала, который сервис-провайдеры готовы потратить.
SMS/Приложение
Мобильные платежи на основе SMS и приложений получили широкое развитие на российском рынке и рынке развивающихся стран, где доступ к банковским услугам исторически был ограничен. В России первый такой сервис был предложен компанией "Интервэйл" в совместном проекте со Сбербанком и платежной системой VISA еще в начале 2000-х гг. Свое второе развитие сервис получил уже в проекте 2010 г. с компанией "МТС" (поставщиком платформы осталась компания "Интервэйл"), когда было разработано открытое платежное приложение для установки на различные виды мобильных устройств (даже на простейшие). Таким же путем пошли компании "Вымпелком", "МегаФон" и "Теле2", используя аналогичные решения. Источником платежа в таких приложениях может служить как банковская карта, так и деньги на счету мобильного оператора. При этом, как уже было описано выше, платеж со счета мобильного оператора по сути представляет собой покупку виртуальной предоплаченной карты, за счет средств которой совершается сам платеж.
WAP
WAP-сервис может быть использован для держателей современных смартфонов. Но для развивающихся рынков с низким проникновением дорогих мобильных устройств распространение такого сервиса будет резко ограниченно. Кроме того, такое решение требует постоянного наличия высокоскоростного Интернета. В сильной степени на качестве и пользовательском опыте сказывается проблема окончания сеанса в случае деградации сервиса (связи).
USSD (Unstructured Supplementary Services Data)
USSD - стандарт передачи служебной информации по GSM-сетям. Эта технология получает наибольшее распространение на развивающихся рынках, так как гораздо дешевле технологии платежей посредством SMS. Западный пример такого решения - Hello Money от Barclays банка: пользователь набирает определенный код на мобильном телефоне, чтобы получить доступ к мобильному платежному меню.
Драйверы и ингибиторы мобильных платежей
Драйверы. У экосистемы мобильных платежей пять заинтересованных сторон: банки, операторы мобильной связи, торгово-сервисные предприятия (розничные сети), разработчики приложений, магазины по продаже приложений и пользователи. Что движет каждым из них и заставляет принимать и развивать этот сервис?
Банки:
- потенциально мобильный банкинг - новый источник доходов, так как банки предлагают сервис уже существующим клиентам без дополнительной платы;
- мобильный банкинг способствует совершенствованию клиентского опыта, так как сокращает время для получения банковских услуг; например: оплата счетов, перевод средств, получение информации по счетам;
- мобильные сервисы, как правило, гораздо доступнее самих банков. Таким образом, мобильные устройства - еще один канал доступа банков к тем клиентам, которых ранее не предоставлялось возможным быстро и качественно обслужить;
- мобильный банкинг снижает операционные издержки.
Операторы:
- мобильные платежи позволяют ОМС повысить доходность своего бизнеса за счет транзакционного дохода, предлагая их как дополнительные услуги для своих клиентов;
- успешно реализованный мобильный платежный сервис может дать ряд существенных преимуществ, включая дополнительный SMS-трафик, применение универсальных тарифов с единой ценовой ставкой и т.д.;
- остатки на счету абонента, подарки, оплата счетов и похожие сервисы увеличат удобство и улучшат клиентский опыт;
- партнерство с сервис-провайдерами услуг мобильной коммерции и внедрение системы лояльности позволит стимулировать подписчиков на использование различных мобильных платежных сервисов.
Торгово-сервисные предприятия:
- мобильные платежи помогают ТСП создавать новые каналы продаж, увеличение количества пользователей мобильного Интернета потенциально приведет к увеличению потенциального количества клиентов;
- ТСП предпочитают зарабатывать на спонтанных покупках клиентов, происходящих "в движении";
- потребители используют свои мобильные устройства для получения информации о ценах и просмотра перечня товаров; для ТСП проще продавать свои товары через этот же самый интерфейс;
- ТСП могут значительно снизить издержки за счет меньших затрат на оплату труда путем применения более эффективных с точки зрения издержек маркетинговых кампаний - SMS-рассылка будет стоить гораздо меньше, чем традиционная кампания через средства массовой информации.
Разработчики приложений и магазины, продающие приложения:
- Square взимает комиссию 2,75% плюс 0,15 центов за каждую успешно проведенную операцию. Общий объем операций в I квартале 2011 г. составил 66 млн долл. США;
- магазины, торгующие приложениями, такие как Apple, используют свои предложения как брендированный сервис и возможность увеличить лояльность клиентов.
Пользователи (потребители):
- потребитель ищет удобства для проведения своих ежедневных транзакций - таких как покупка билетов, пополнение счета мобильного оператора, покупка предоплаченных карт и т.д. - мобильные платежи могут обеспечить это удобство и возможность безналичных операций без использования компьютера или ноутбука;
- мобильный банк дает возможность потребителю проверять информацию о состоянии его счетов через мобильное устройство, снижая необходимость обращения в отделение банка. Это будет стимулировать потребителей подписываться на мобильные услуги;
- чем больше мобильные устройства становятся неотъемлемой частью повседневной жизни и по мере того, как производители телефонов, операторы и банки прикладывают все больше и больше усилий для повышения безопасности операций, вполне вероятно, что больше и больше людей будут пользоваться мобильными платежами.
Ингибиторы:
- так как мобильный сервис требует кастомизации для каждого рынка, время внедрения и обучения клиента новому виду сервиса занимает длительное время;
- отсутствие готовой и устойчивой бизнес-модели приводит к существованию нескольких фрагментарных моделей мобильных платежей (операторо-центричных или банко-центричных моделей). Это приводит к минимальной кооперации между двумя важнейшими игроками мобильных платежей (банками и ОМС);
- до сих пор не синхронизированы стратегии развития между различными производителями мобильных устройств, ОМС, провайдерами мобильных платежных сервисов, розничными сетями и розничными магазинами и регуляторами различных государств;
- проблема несовместимости существует в различных мобильных платежных системах ввиду отсутствия общих технологических стандартов. В результате новый игрок не может легко адаптироваться в экосистему мобильных платежей;
- так как во многих странах не существует регулирования мобильных платежей, то у потребителей нет достаточной уверенности в возможности их использования;
- развитие инфраструктуры является основным пререквизитом для развития мобильных платежей. Лишь в некоторых странах есть инфраструктура для развития NFC-платежей. Одновременно количество производителей, выпускающих NFC-телефоны, невелико;
- не у всех ТСП есть интерфейсы для мобильных платежей. Даже если у них есть интерфейсы, не все могут правильно считать штрихкод или купон;
- угрозы безопасности, существующие в беспроводном домене, все еще являются существенным вызовом для принятия любой формы мобильных платежей.
К оглавлению энциклопедии "Платежные карты"