Первый в России коммерческий NFC-продукт стал доступен жителям г. Пермь в октябре 2011 г. в результате сотрудничества компаний "МТС" и "Лукойл". Сервис "Быстрая заправка" позволяет клиентам предварительно через меню телефона вывести с баланса лицевого счета телефона денежные средства в специальный виртуальный кошелек, предназначенный для оплаты топлива. Приезжая на АЗС, водитель должен прикоснуться к NFC-считывателю, вмонтированному в топливо-заправочную колонку. Это позволяет ему совершить заправку в пределах той суммы, которую он заранее перевел на виртуальный кошелек. При этом нет необходимости подходить к оператору в кассе АЗС, что значительно упрощает процесс и сокращает время обслуживания. Для пользования сервисом клиенту необходимо получить новую SIM-карту с поддержкой NFC и установить ее в совместимый смартфон. Для тех клиентов, мобильные телефоны которых не имеют NFC-модуля, "МТС" предложили специальные адаптеры - гибкие антенны, которые наклеиваются на SIM-карту и укладываются над аккумулятором под крышкой телефона. В декабре 2011 г. в рамках данного сервиса "МТС" открыли второй виртуальный кошелек для оплаты в торговых автоматах компании Uvenco.
К сожалению, сервис "Быстрая заправка" при всех своих преимуществах не снискал популярности, которую ожидали на старте проекта. Причинами этого стали ограниченность мест совершения покупок и сложность с предварительным переводом денежных средств через меню в телефоне в виртуальный кошелек.
Опыт ошибок сервиса "Быстрая заправка" был учтен "МТС" при подготовке второго коммерческого продукта на российском рынке - "Мобильный кошелек", презентация которого состоялась в мае 2012 г. Вместо платежного решения собственной разработки "МТС" разместили на SIM-картах приложение MasterCard Mobile PayPass, что открыло клиентам возможность совершать платежи телефоном во всех терминалах мира, поддерживающих прием бесконтактных карт данной международной платежной системы. В качестве источника средств для оплаты покупок выступает счет пользователя в МТС Банке, открываемый ему при получении обычной пластиковой карты "МТС Деньги". То есть SIM-карта с поддержкой сервиса "Мобильный кошелек" выпускается как дополнительная банковская карта для клиента. Для совершения платежа клиенту не требуется использовать меню в телефоне - достаточно прикоснуться смартфоном к эквайринговому терминалу. В случае покупки на сумму свыше 1000 руб. необходимо ввести PIN-код, как если бы это был платеж обычной банковской картой. Для расширения числа совместимых устройств "МТС" также получили у международной платежной системы разрешение на использование адаптеров-антенн, аналогичных тем, что разрабатывались для сервиса "Быстрая заправка".
Почти одновременно со стартом "Мобильного кошелька" от "МТС" о запуске коммерческих проектов бесконтактной оплаты в общественном транспорте заявили "Билайн" и "МегаФон". Решение "Билайна", разработанное для метро Санкт-Петербурга, было основано на использовании особых антенн-адаптеров, отличавшихся от аналогов "МТС" тем, что они сами являлись элементом безопасности и хранили в себе данные электронного билета. Это позволяло не менять SIM-карту абонента при подключении услуги "Мобильный проездной", но, с другой стороны, решение было несовместимо со смартфонами, поддерживающими NFC. Для покупки билетов клиентам предлагалось воспользоваться SIM-меню, где была возможность выбрать номинал приобретаемого билета. Оплата осуществлялась с баланса телефона, а проездной доставлялся в элемент безопасности по воздуху с помощью служебных SMS. Аналогичным образом устроен процесс покупки билета в рамках сервиса "МегаФона" "Оплата проезда", благодаря которому жители Екатеринбурга могут совершать поездки во всех видах муниципального общественного транспорта города. В отличие от решения "Билайна" данный сервис построен на основе использования SIM-карты в качестве элемента безопасности, что позволило "МегаФону" предложить более доступные и простые антенны-адаптеры клиентам, чьи телефоны не поддерживают NFC.
По состоянию на начало 2013 г. ни один из мобильных операторов не добился значительных успехов в развитии собственных NFC-сервисов и официальной статистики о количестве пользователей или доходах от услуг не объявлял. Проблемой "Билайна" стала несовместимость выбранного им форм-фактора антенн-адаптеров с новыми моделями телефонов, что привело к закрытию проекта "Мобильный проездной" в Санкт-Петербурге. Сервис "МегаФона" "Оплата проезда" в Екатеринбурге стал заложником ускоренного старта, в рамках которого оказалась недостаточно проработана технология продаж продукта и, что самое важное, его экономическая модель. Торговая уступка, предоставляемая администрацией города за распространение билетов, не способна окупить фактические затраты на реализацию сервиса оператором, что заставляет его отказываться от стимулирования продаж. Продукт "МТС" "Мобильный кошелек" пользуется ограниченным спросом, так как его популярность напрямую зависит от числа бесконтактных эквайринговых терминалов в розничных точках России, число которых пока относительно невелико.
Прогноз на ближайшее будущее
Полученный опыт изменил подход к запуску NFC-проектов в России. Очевидно, что операторы прекратили PR-гонку и готовятся к выпуску качественно новых решений, имеющих коммерческую целесообразность. Так какими же они будут?
Мировой опыт и маркетинговые исследования говорят о том, что драйвером интереса для клиентов являются сервисы оплаты транспорта. Это позволяет предположить, что фокус коммерческих NFC-проектов 2013 - 2014 гг. будет сосредоточен на крупнейших городах России, где есть системы контроля проезда пассажиров, работающие на основе бесконтактных карт.
Под особое внимание мобильных операторов попадет сервис по размещению на SIM-карте банковской карты клиента. Запуск лишь транспортных решений не позволяет окупить затраты NFC-проекта в целом, поэтому следует ожидать, что будет сделана ставка на конвергентные продукты. Таким образом, число клиентов будет расти за счет популярности сервисов оплаты проезда, а окупаемость будет обеспечиваться разделением доходов с банком, карта которого эмулирована на SIM-карте оператора мобильной связи. "МТС" официально объявили о том, что заинтересован в сотрудничестве не только с МТС Банком, но и со всеми остальными кредитными организациями России и готов к эмулированию их карт на свои SIM-карты. Наиболее вероятно, что другие операторы последуют его примеру. Для удовлетворения потребительского спроса операторы разработают решения, позволяющие клиентам загружать несколько банковских карт на одну SIM-карту и самостоятельно управлять ими.
Опыт решения Google говорит о значимости включения в общее NFC решение сервисов карт лояльности и скидочных купонов. Однако в условиях малого проникновения бесконтактных терминалов в розничных точках у операторов нет существенного стимула развивать данное направление в ближайшие один-два года, поэтому следует ожидать появления нескольких независимых стартапов в области программ лояльности, работающих на основе технологии NFC. Успех этих начинаний будет существенным образом зависеть от того, насколько быстро их удастся интегрировать с операторскими NFC-продуктами.
В связи с низкой распространенностью считывателей бесконтактных банковских карт в торгово-сервисных предприятиях следует ожидать, что операторы начнут проактивно вести себя на рынке эквайринговых услуг, взаимодействуя с международными платежными системами и ключевыми игроками индустрии. Можно сказать, что 2013 г. - прекрасное время для установления партнерских отношений с операторами по вопросам совместного развития эквайринга.
Безусловно, на популярность NFC-сервисов также значительно влияет такой фактор, как наличие у абонентов смартфонов с поддержкой NFC. Однако он постепенно уходит на второй план. Вендоры мобильных телефонов, увидев NFC-активность в России, начали поставлять совместимые с NFC устройства (почти все новые смартфоны верхнего и средне-верхнего ценового сегментов с мая 2012 г. поставляются в Россию с NFC). В свою очередь операторы активно выводят на рынок новые модели брендированных NFC-аппаратов (МТС 965, МегаФон Mint). На данный момент наблюдается феноменальный рост числа смартфонов с поддержкой NFC: по оценке "МТС", с 75 тыс. на начало 2012 г. до 2 млн устройств по состоянию на январь 2013 г. Стоит также отметить, что успешно опробовано решение с гибкими антеннами-адаптерами, которое поможет операторам значительно увеличить проникновение сервисов вне зависимости от встроенной поддержки NFC в телефонах клиентов.
Оценивая перспективы распространения NFC-технологий в России, можно предположить, что в ближайшей перспективе следует ожидать их совершенствования и появления новых проектов, основанных на объединении транспортных и банковских сервисов, а также значительного роста количества пользователей бесконтактных платежей (на уровне нескольких сотен тысяч в 2013 г.), что обусловлено ростом числа совместимых с NFC смартфонов на руках у клиентов. Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, в горизонте пяти лет смартфоны вряд ли заменят пластиковые карты. Опираясь на зарубежный опыт, можно предположить, что в 2018 г. около 10 - 15% населения России будет регулярно совершать платежи в одно касание своим мобильным телефоном.
К оглавлению энциклопедии "Платежные карты"